Библиотека

«Поселка писателей»

тексты, написанные студентами во время курса

Ира Симонович, «Хишгад, Момизди и тай-чи»

Мне кажется странным начинать что-либо в 80.
Когда неожиданно оказываешься одновременно никому не нужным и очень свободным.

Когда из спальни не слышен хриплый голос мужа требующий поджечь очередную сигарету, а внук, прошедший очередную реабилитацию, наконец-то перестаёт выносить из дома все что плохо лежит и возвращается к жене.
Когда спать на массажном столе больше не нужно, потому что все комнаты принадлежат мне. Маленькая кухня
с окном в сторону парка, балкон с единственно моими вещами на сушке, ободранный кошкой диван, и,
спасённое от неё же, цветастым пледом, тёмно-зелёное кресло.

В доме постоянно работает телевизор с новостями. И мне не совсем ясно для чего, страх ли это тишины или желание оставаться в курсе событий. Хотя скорее всего это любимая реклама «Хишгад».

Нет, не эти сказочные лотереи на миллион или два, а вот эти моментальные, которые я покупаю в соседнем киоске&
У них всегда все так ярко и складно, ныряющий в горное озеро студент, поднимающаяся на Монблан официантка, распивающий радужные коктейли продавец пончиков.

Этот выигрыш не изменит твою жизнь, просто сделает её немного лучше-говорят они. И знаешь, я им верю. Поверила настолько, что получив два месяца назад лотерейный чек, решила больше не покрывать ипотеку внуку или покупать машину дочери, а полететь в Японию. И знаешь, возможно это была бы обычная поездка престарелой женщины по странам Азии, если бы не одна забавная история, явно достойная письма к тебе.

Ещё вчера, как настоящий турист, я гуляла по улицам Токио, пыталась разобраться в бесконечных линиях метро и выстроить продолжение поездки в Киото.

А сегодня, один из этих красивых синкасенов увез меня со скоростью в 300 км в час в сторону (как мне казалось) моей мечты.

И вот стою я на конечной станции и понимаю что этот странный город вряд ли похож на прекрасный Киото или даже на менее обаятельную Осаку, да и вообще никак не вписывается в мое понимание Японии. Только мимо проходящие люди намекают, что пределы страны я все же покинуть не успела.

Очень хотелось бы описать свое появление в этом месте как в приключенческих романах, но по моему о 80-ти летних старушках романов не пишут, а Тояма мне показался далёким от приключений городом.
Полна надежд на успех я решаю искать себе жильё с помощью таксиста.

На русском, иврите или идише тут не говорят, а английский я так и не выучила. Ну и что, что последний раз я рисовала лет 30 назад и это был грузовичок, я верю все что нельзя объяснить, получится изобразить.

Через 10 минут оказывается, что таксисты здесь невероятно терпеливы, а домик с маленькими окнами и надписью «отель» ничего для них не значит. Хорошо что погода хорошая, а озеро с деревьями я точно нарисую.
И вот я и мой чемодан, набитый матчей (может ты знаешь почему все ее так любят?) еду в сторону парка.

Мы едем по трассе, съезжаем в центр города и продолжаем вдоль реки. Беру свои слова обратно, город конечно далек от Токио, но есть в нем своя прелесть.

Все эти маленькие улочки и бесконечно смешанные провода между домами. Спешащие на работу люди в серых костюмах и старички, нежно держащиеся за руки. А парк, ты не поверишь, он прям рядом с набережной. Густые деревья и небольшие мостики в нескольких метрах от бесконечного моря.
Да кому нужен Киото с его бамбуковым лесом, когда тут красные и желтые листья под ногами?

Да кому нужна эта матча, если чемодан можно набить этими волшебными воспоминаниями о поездке?
– Женщина, это ваш чемодан? – неожиданно японский показался очень родным.
– Женщина, вы слышите? – изучая бирки на чемодане обратился ко мне на иврите мужчина.
Оказалось Канжи когда-то учился в тель-авивском университете, а сейчас работает в музее искусств в Тояме.
Ты знаешь, он оказался очень милым мужчиной, помог мне с гостиницей и пригласил завтра на тай-чи.
Перед сном, уже в гостиничном номере, лёжа в кровати я думала, как причудливо извиваются нити судьбы и просила, только чтобы моя не оказалась слишком короткой.
Ведь надо же попробовать этот пресловутый тай-чи.

Алиса Насртдинова, «Иртэнгэ сэй (или татарский завтрак)»
Крепко сбитая, маленькая, проворная эннэ в синем застиранном платье и белом платке жарит две большие стопки блинов. Они уже на столе. Эннэ - так мы называем в семье бабушку, слово производное от энкэй, по-татарски оно значит мама. Тесто в эмалированном ведре эннэ замешивает с вечера. Тесто пузырится и поднимается, деревянной лопаткой его нужно соскребать со стенок и опускать вниз. Пфффф. Сиди тесто, тебе еще не время. В толстых блинах пузырьки. Эннэ смазывает их растопленным маслом так щедро, что жир остается на подушечках пальцев и даже стекает с них, если сильно сжать коймак. Так у нас называются большие блины на дрожжевом тесте, маленькие блинчики это таикмэк. Пока никто не видит, я хватаюсь за верхний блин, вытираю масленные пальцы о длинную ночную рубашку.

Потом на стол выкатывают тарелку с пирогом с калиной - его мама приготовила накануне и привезла эннэ как гостинец. У пирога специфический запах, он пахнет как будто бы носками, но мне нравится сладкий бурый соус, в который превращается начинка. Расставляют на клеенчатую скатерть чашки, блюдца, пятисотграммовую банку с молоком, кусок желтого масла, деревенскую сметану. Сегодня она свежая, только из-под соседского сепаратора и жидкая-жидкая. Ее надо намазать на бабушкин хлеб с большими дырками, но тут важна сноровка. Сметана все время пытается вытечь через хлебные дырки и устремиться вниз, по рукам. Работаем на опережение. Направляя кусок в разные стороны, сверху обязательно выложить тягучий оранжевый мед. И варенье смородиновое. И варенье клубничное. Тут тоже без сообразительности никак: надо так визуально поделить свой бутерброд на части, чтобы все намазалось и не смешалось.

Из холодильника вынимают творог, деревенский, с крупными зернами и суховатый - эремчек. Ложку сахара сверху. Я макаю в сахар палец, крупинки хрустят на зубах. Ирка апа, младшая мамина сестра, жарит омлет в большой сковороде, он пышно поднимается и не оседает. "Это фирменный рецепт! Нет, не скажу в чем секрет. Нет, все равно не скажу. Лучше в гости приходи, буду готовить его тебе на завтрак, обед и ужин". И смеется так, что все ее веснушки подпрыгивают на щеках и меняются местами. Сваренные вкрутую яйца, вчерашнее холодное мясо, полиэтиленовая миска с конфетами и печеньем - на столе уже так много всего, что чайник не вмещается, остается на плите.
- Мул остэл - говорит довольная эннэ.

Снежана Каратаева, «Текст о маме»
– Привет. Ма. Как ты?
Нет, нет, не так.
– Мамочка, привет!
Нет! Как же начать.
– Привет. Как дела?
Хм. Кажется, сухо очень. Дико, просто дико. Я даже не хочу начинать писать это чертово письмо. У меня вообще нет желания ей писать, но надо, она же мать. Мать.
А люблю ли я ее? Не знаю. Наверное.
– Ма. Привет. Как настроение? Что делаешь?
Ну, вот картинка. Самое лучшее, что можно получить в ответ. Замечательно. Как же бесит. Ненавижу. Блин. Черт. Нахрен я вообще ей написала.
И ведь строит из себя обиженную женщину, как же я это ненавижу. Ее долбанный артистизм.

Его я выучила с детства, каждую ее клеточку, каждую ее слезинку.
Ненавижу, воспоминания. Они меня убивают.
Вот эти все сказочные выражения многих людей. «Я помню запах маминых рук, он такой нежный»

Серьезно? Нежный? Он отвратительный! Я не то, чтобы запах не могла ее переносить, я ненавидела ее руки. Меня тянуло рвать от их прикосновений.
Я мечтала, я молила Бога оказаться в детском доме. Но я счастливица, для многих.
О такой прекрасной заботливой матери, которая многое отдала для счастья дочери. Пожертвовала своей личной жизнью, и на всю жизнь осталась одна, вещи себе не покупала, все одной, родной дочери. Не мать, а мечта.
Тьфу, знали бы все на тот момент, что я терпела в ответ на ее как бы любовь.
Она меня ненавидела, но и любила. Хотела любить, чтобы не было осуждений.
Она боялась, переживала. Баловала, но ненавидела за то, что я появилась у нее.
Я ненавижу свою детство, просто проклинаю его. В нем не было счастья, радости. Тепла. Заботы.

Нет. Я, наверное, ошибаюсь.
Мама она же хорошая, честно. Она, она и я не знаю, не знаю, что сказать о ней. У меня мало хороших воспоминаний. Я даже ненавижу ее смех.
Я помню ролики, она их мне подарила.
Что-то еще, конфеты кажется.
Одевала, кормила.

Но никогда не говорила – я тебя люблю.
Но зато сейчас она называет меня – дочка.
Чтоо? Да как она смеет так ком не обращаться. Как? На каком основание.
Я ей запретила. Запретила, чтобы она вслух произносила эти слова.
Меня коробит от этих слов, трясет, тошнит.
Я бью себя, кричу и не переношу их на слух.
Я хочу ее любить, хочу ее любить, она же моя мама.
Не люблю, когда кто-то о ней говорит плохо, получается я двуличная сука? Так?
Я вспомнила. Помню телескоп. Помню как мама читала мне сказку « три поросенка»
Помню кафе, детское, «Буратино» и я кажется счастлива. Но, не долго, я боюсь, что радость скоро закончится.

Мне больно очень, за то, что я так отношусь к своей маме.
Нет, она не была пьяницей или наркоманкой, но я мечтала об этом. Мечтала, что она напьется и забудет обо мне, продаст за бутылку каким- нибудь бичам, и у меня будет жизнь.

Мама, она была и сейчас остается самой настоящей красавицей. Многие мужчины смотрели ей вслед, делали комплименты.
Я говорила ей, мама, смотри. Дядя на тебя смотрит иди с ним на свидание.
– Да кому я нужна с обузой, мужикам не нужны Чужие дети.
Я знала мама не счастлива.
И я виновник этого несчастья.
Я.
Сейчас я смотрю на свое отражения, и думаю, а похожа ли я на нее, а совершаю ли я такие же ошибки?
Наверное, какие-то да.
Я люблю свою дочь, и говорю ей то, что хотела услышать я – милая, нежная, моя прекрасная, котеночек, воробушек, моя принцесса, самая красивая девочка. Я так тобой горжусь.

Я вообще ненавижу слово «мама».
Я ненавижу себя, посей день.
Мне снятся сны о маме, и я встаю в холодном поту, закрываю глаза считаю до десяти и молюсь, чтобы сон скорее забылся.
Я люблю свою маму, но не скучаю, не хочу ее видеть.

Юля Майорова-Сухова, «Бася»

Я боюсь зайти к маме, живущей в соседнем доме, потому что у меня с ней плохие отношения, и у обеих у нас - вспыльчивые, сложные и несовместимые характеры. Была бы моя воля - я бы вообще с мамой не пересекалась. Но мама моя вот уже третий год ухаживает за Басей, которая живёт вместе с ней. Не живёт, доживает. Ждёт своего часа и потихоньку угасает. Я ужасно боюсь, что сегодня увижу Басю в последний раз. Что я больше не смогу поговорить с ней, пользуясь тем, что она в ясном уме. Но я заставляю себя переключиться на позитивные мысли и не разрушать себя и ее преждевременными страданиями и трауром.

Бася лежит и не может сама даже сесть. Я кормлю ее с ложки сырниками и пытаюсь напоить морсом. Я принесла ей Рафаэлло, которое Бася обязательно подарит моим же детям при первой возможности. В ее детском наивном взгляде проблескивает беспомощность и вселенская усталость, но доброта и любовь побеждают, гонят их прочь. Бася - совсем ребенок. Я обнимаю ее за плечи, целую в щеку и кладу голову ей на живот. Я хочу вдохнуть в нее свою жизнь, но взамен только беззвучно плачу ей в жилетку. Басе от этого становится ещё грустнее и она начинает меня успокаивать и гладить по волосам. Тогда я спрашиваю Басю про ее детство, про их великое семейное переселение из-под Брянска на Дальний Восток, про ее первую любовь, про волков, которых она встретила, когда шла по сугробам 8 километров в школу по сибирской тайге, про войну, про ее 11 младших братьев и сестер, которых она вырастила, про ее дедушку, которого при ней забрали на воронке в лагерь, про ее многочисленных детей, которых она долгие годы с любовью и уважением воспитывала в детском саду напротив дома, и про меня, когда я была маленькой. Она охотно возвращается в прошлые свои жизни и рассказывает мне почти теми же словами, что и много много раз до этого, все свои приключения и истории в мельчайших подробностях. Ее голос звучит убаюкивающе. Своим ритмом он погружает меня в мои собственные воспоминания, которые я давно спрятала в шкатулку и задвинула в дальний угол антресоли вместе с елочными игрушками и пыльным тряпьем.
Я лежу в большой гостиной на старом диване-кушетке и слушаю, как тикают часы. Я не могу заснуть, потому что мне здесь неуютно и даже немного страшно. В комнатных сумерках мне мерещатся звуки, очертания странных фигур, чьи-то шаги. Я вспоминаю, как все вокруг меня выглядит в при свете дня, и мне становится спокойнее. Кресло, обитое золотистой парчой и покрытое ещё сверху темным бархатистым покрывалом, которое все время съезжает. Рядом - журнальный стол с дедовыми газетами. На стене над креслом - пейзаж а-ля Айвазовский из любимой Басей Феодосии, копии старинных револьверов и ружье. Над секретером в стенке из темного дерева - богемские стеклянные вазы, напоминающие загадочные яркие цветки с плавными лепестками. Вычищенный до блеска паркет, скрипящий под ногами. Мои любимые разноцветные деревянные"висюльки" в проёме двери, проходя через которые, издаешь шелестящий такой приятный звук. На ковре в комнате - ни пылинки. Нет ни одного уголка в этом доме, который можно было бы сделать своим укрытием. Все слишком помпезно и оттого холодно, потому что здесь царит дух деда - военного разведчика с поломанной психикой и несносным характером.

Но мне этот дом не чужой, потому что у него есть душа. Моя Бася. Звук гремящей посуды и запах жареной картошки с луком и с котлетами наполняет эту холодную обстановку тёплыми нотками, оживляет ее мертвые черты. Кухня - это Басин угол. Там всё уютное и родное. Часы с кукушкой, постоянно включенной и что-то бубнящее радио Маяк, Басина любимая чашка, на которой написано Mutter. Ее привез ей мой дядя из Германии, где он служит кгбшником. Правда об этом нельзя говорить. Чайник со свистком. Холодильник с магнитами, которых больше ни у кого нет.
И сама Бася: ее заботливые полные руки, режущие мою любимую докторскую колбасу, чтобы ее поджарить, её мягкий и добрый высокий голос, напевающий себе под нос "Старый клён". Сейчас, когда кукушка прокукарекает 2 раза, Бася накормит меня обедом и пойдет со мной гулять в лес. После прогулки - обязательно полдник из вкуснейших сырников со сметаной, посыпанной сахаром, а вечером после ужина Бася немного почитает мне книжку. Потом я дождусь традиционного "Спокойной ночи, малыши" и под заставку к программе "Время" пойду чистить зубы и пить свой кефир с сахаром, готовясь ко сну.

Все идёт своим чередом и в своем привычном темпе - как поезд по рельсам: "туту-туту, туту-туту". Я точно знаю, во сколько он привезет меня на станцию. Почему-то мне этот ритм очень приятен. Хотя сама я сделана из другого темпа, я бы даже сказала контртемпа. Мне в нем спокойно и хорошо. И даже не скучно.

Бася уснула. Я тихо убираю свою руку с ее плеча и на цыпочках выхожу из комнаты, пахнущей лекарствами и старостью. Я уже не плачу. Я радуюсь тому, что сегодня мне снова удалось встретиться с собой маленькой благодаря моему самому родному и близкому на свете человеку. Спи, Басенька, засыпай. Завтра будет новый день. Только не уходи, пожалуйста, побудь ещё немного со мной рядом, чтобы мне не было страшно.

Даша Покрас, «Я родилась в середине лета»
Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать…» крутится в голове, снова и снова. Мне трудно себя вспоминать. Лет с 14 до настоящего момента я помню себя почти непрерывно, воспринимаю себя оттуда. До этого, множеством различных эпизодов…

Вот, ранней весной (или поздней осенью?) я на прогулке со старшим братом, мне лет 8, я в резиновых сапогах, шлепаю по лужам, вот я наступаю в лужу и проваливаюсь в колодец, все случается быстро, мокрая насквозь, выныриваю, точнее, он меня вытаскивает, щух, и мы мчим домой что есть мочи, он говорит, что бежать нужно очень быстро, вот я уже в ванной и греюсь под душем, но из-за этого происшествия, я с соседками не иду в пожарный музей, с Любашкой и Настей. Я помню этот момент, ощущение, не страшное, даже приятное, когда я погружаюсь в воду, и даже не холодно, одежда мгновенно мокнет и меня обнимает, и кажется, обнимает какая-то жижа из листвы (все таки была осень), и так неожиданно…

Вот лето, я одна в желтом дворе (желтый двор - двор по соседству с нашим - наш, значит мой, Любашкин, Настин - находится напротив желтого дома, поэтому желтый), кажется утро, из детей никого, мне лет… 8?

*Во многих воспоминаниях мне лет 8 (то есть, от 7-8-9)… мне иногда сложно наверняка вспомнить время года, и почти невозможно месяц.

Мягкое утреннее солнце ложится на горку и качели. Я кручусь как раз где-то поблизости. Со мной довольно большая, мне так казалось, сумка, мешок, авоська, набитая, я даже уже не помню чем, кажется лоскутками, лентами, и может быть кошельком. Разумеется пустым. Сумку сшила и наполнила бабушка. Я оставляю сумку под горкой и забываю о ней. Сейчас мне кажется, оставь я такую вещь, она бы наверняка меня бы там и ждала. Но тогда было как-то иначе. Сумка пропала. После этого я несколько недель избегаю встреч с бабушкой, в страхе, что она меня спросит про сумку.

Я выросла в Самаре. Я родилась в середине лета и с какого-то юного возраста привыкла считать, что и сама - летняя. Июльская. Ласковое лето в Самаре. Оно обнимает и укачивает. Я хорошо помню его ощущение. Запахи. Температуру. Его ко мне отношение. Но все оно - мое детское лето, словно одна жизнь. Без чисел и длительности. Я помню запах костра, который жгли в соседнем дворе, и что потом я сама этим костром, и как начинает смеркаться, и мама выходит в летнем ситцевом платье, скорее домашнем, но во двор как раз самое то, и зовет меня Даааашаааа. Мне казалось, что дальше второго двора (того самого, желтого) ходить не приходилось, я уже бежала на встречу, ну максимум до третьего (розового), в четвертый (самый большой, окруженный несколькими домами) мы приходили редко. А дальше все, дорога, и станция метро. Туда - бывало, с девчонками, за чем-нибудь в переходе, может даже больше поглазеть, но там не задерживались…

Рядом с домом большое здание, как тогда казалось, размером почти с наш трехэтажный дом - ресторан «Океан». Напротив дома теннисный корт. Уже тогда старый, с разбитым асфальтом, но все же, время от времени, еще использовавшийся по назначению. Папа Насти - тренер по теннису. Я у него никогда не занималась. Но ходила на тренировки в Загородный парк. И набивала на нашем корте в стеночку. Между кортом и домом - зеленая поляна - «за дом». Устраивали пикники. Совсем забыла об этом… Между кортом и рестораном - дерево с красными ягодами, не слишком сочными, но очень вкусными, когда спелыми… боярышник! Кажется, нас на его верхушке помещалось человек 5 точно. Мы часто на него лазали. Мне лет 7-9. То есть, по-прежнему, 8. С другой стороны от ресторана белый трехэтажный дом, точь в точь, как наш. Их часто путают друг с другом. Поблизости от ресторана, у дороги, продуктовый магазин Смак.

Мы покупаем мороженое в стаканчике, стоит рубль пятьдесят. Позже появится любимое - Почемучка, фруктовый лед, четыре пятьдесят. Я вообще не помню, гуляли ли мы зимой. Ну конечно гуляли, но все мои прогулки - летние. Потому что каникулы. И кажется, большую часть времени я проводила где-то в районе дома. Вот турники, прямо за домом, напротив Любашкиного окна, а вообще-то, не турники - ограда для цветника. Но там, где топтались мы, рос только большой каштан. Мне 8, пусть 9, значит 8 Любашке, она живет в квартире напротив, ее папа пожарный, Насте лет 7, или даже 6, она на третьем этаже, у нее есть старший брат Андрей, он довольно противный (сейчас я бы сказала - задиристый). В желтом доме живет Таня, ее мама преподает у нас в школе экономику. Они привезли из деревни 2 ведра слив. Мы с Таней сидим около Смака с этими ведрами и пытаемся сливу продать. 45 рублей ведро. Не активно, но вроде весело. Не продали, в качестве утешительного приза, нам купили мороженое.

Вот мы на турниках пристаем к незнакомцам, толкая какую-то ерунду, толи старые журналы, то ли еще что-то. Обошлось.
Вот, любимое, я у себя дома на первом, в комнате у родителей, вокруг меня множество всяких вещиц, что называется, штучки. Все началось с игры, которую показал кто-то из взрослых, сестра или брат, - зажимаешь что-то в кулаке, партнер делает то же самое, - «Меняемся не глядя?», «Меняемся!», - вы одновременно открываете ладонь и отдаете друг другу спрятанную вещицу. Настя на веревке спускает ко мне со своего балкона на третьем ведерко, я кладу туда какую-то вещь, например расческу из набора для барби, бегемота из киндер-сюрприза, искуственный листик… и через пару минут получаю что-то не менее важное взамен. И так множество раз. Обожаю!

Желтый двор. Я, Аня пельмешка, Любашка, Настя, и многие другие. Аня бегает с какой-то доской, а может быть с доской убегаю я. Нарастает конфликт. То ли казаки-разбойники, то ли мы строим шалаш, но по всей видимости не вместе. Ощущение, что все против всех. Во всяком случае, у меня нет союзников, это точно. Пельмешка чуть старше меня, а я старше всех из своего двора. Любашка и Настя вместе, но я с не с ними, то есть мы точно что-то не поделили. Боря из желтого вроде как с Аней, а может и нет. Эпизод n2. Нас «судит» мой старший брат (это единственное воспоминание, когда брат вообще вмешивался в мою дворовую жизнь), из разряда - по справедливости, чтобы каждый - один на один, я бью Любашке в живот (кажется, единственный эпизод, когда я так без драки бью девочку). Наверное не слишком больно, и вообще, кроме этого удара, мы в моих воспоминаниях всегда были дружны. Все таки ее дверь напротив. На площадке всего три двери. Моя, ее, и в третьей жила Берта, овчарка. Эпизод n3. Сумерки. Все родители на улице. Какие-то баталии. До сих пор с гордостью вспоминаю видимо перенятое у взрослых - моя мама и мама Ани пельмешки сказали - разбирайтесь с а м и, в отличие от всех остальных, которые пытались там что-то выяснить. Теплый летний вечер. Никакого конца.

Истории, словно цепь, выуживают одна другую, кэпсы, летний лагерь, летний школьный лагерь, кинотеатр Заря, пляж и поездки на дачу (почти что оставленную, а потом совсем заброшенную) с сестрой. Дружба с мальчишками. Первый велосипед. Игровой автомат 777 в Универсаме (кидаешь 5 рублей и ждешь комбинацию чисел), выигранная мной тысяча (максимальный выигрыш) и женщина-оператор, которая предложила разменять ее (кучу денег по 5 рублей) и когда я отдала ей коробку, сказала, что я несовершеннолетняя, и деньги она мне не отдаст (на что моя глупая спутница ей ответила, что, вообще то, совершеннолетняя, уже вообще-то в 9-ый класс перешла - что, несмотря на глупость, и то было неправдой). Много много частиц, словно цветная мозаика.

Наверное, посиди я так несколько вечеров, я бы могла соткать целое одеяло своих детских воспоминаний. И вообще-то, я немного ошиблась, сказав, что вспоминать мне себя тяжело. Не тяжело. Даже очень приятно. Они есть во мне, я их не помню в деталях, но очень чувствую. И все это как будто про любовь.

Регина Шафир, «Ноктюрн»
Я пианино «Ноктюрн». Мне 39 лет. Хороший возраст, не только для пианино. Расцвет.
Я живу счастливой жизнью, если смотреть с точки зрения человека. С точки зрения пианино – самой заурядной.
О чем мечтает пианино? Сыграть Второй концерт Рахманинова с оркестром. Но это бывает только с роялями. Некоторые называют меня рояль. Но я не рояль, у меня нет крыла.

Много лет я ничего о себе не рассказывало, потому что я среднего рода. Что бы я не сказало, все будет звучать коряво. Посудите сами. Я стояло. Я играло. Поняло. Уеха ло. Мечта ло. Вообще-то, я музыкальный инструмент,
да еще и ноктюрн – т.е. мужчина. Но делать нечего, люди говорят обо мне в среднем роде: оно куплено, оно запылилось. Оно расстроилось.

Сделали меня в 80-м году на Московской фабрике «Заря». Ко мне приложили паспорт, как к человеку.
Диапазон звучания октав, габариты и вес. Не к каждой вещи прикладывают паспорт. У будильника – нет, у вилок из Икеи - нет, даже у люстры нет паспорта, хотя она хороша собой. Еще должны были вложить памятку покупателю и правила ухода, но не успели. Потому что меня сразу с фабрики забрала к себе учительница пения Раиса Порфирьевна. Ученики за глаза называли ее Раиса Портфельевна. И хотя репертуар школьной учительницы состоял в основном из революционных песен в тональности До мажор, играла она проникновенно, не тарабанила, протирала клавиши фланелевой тряпочкой.

Иногда на каникулах она играла Чайковского, «Времена года». Доигрывала, снимала руки с клавиатуры.
И тогда воробьи прыгали по клавишам, увертываясь от солнечных лучей, играли свою воробьиную мелодию о том, как прекрасна жизнь. И не важно кто ты - воробей, учительница музыки или пианино.
Раз в год в школу приходил слепой настройщик. Он касался меня. Эти моменты я запомнило на всю жизнь.
Как первую любовь.

Он прокладывал войлоком зазоры между декой и корпусом, натягивал струны, настраивал ля первой октавы,
за зиму оно начинало звучать как соль.
Нельзя мне без настройщика. Я без него не звучу.

Бродские прочли про меня в газете. Это уже во второй раз обо мне написали. Негусто, но приятно. Средняя школа отдает пианино в отличном состоянии. Самовывоз. Красносельская. Пришло время дать ему вторую жизнь в связи с покупкой рояля.

В тот момент с Раисой Портфельевной было невесело расставаться. Минорно. Я приготовилось скучать по ее легким пальцам и фланелевой тряпочке. Сейчас я ее уже почти не помню - время вытесняет из памяти тех, кто
не играет на тебе.

Начиналась настоящая большая жизнь. Почти гастрольная. Я возлагало большие надежды на Бродских.
Они оказались дипломатами из Израиля. Сам Бродский, его жена и трое детей. Все трое – мальчики.
Больше трех лет нигде не живут, все время мотаются с места на место.

Поначалу я опасалось, что они меня быстро бросят. Люди хранят и возят за собой маленькие вещи.
А я – здоровая бандура. Но напрасно. Бродские оказались сентиментальными дипломатами, все возят за собой.
И большое и маленькое. И важное, и хлам. Пианино, первые локоны и зубы детей, люстру и собак.
Я решило – хорошо. Интеллигентные люди. Будут учить детей музыке. Даст бог, услышу Рахманинова.
Дети были совсем маленькие. Музыкой с ними занималась жена Бродского. По английской книжке.
Пьески назывались «На катке», «Скок поскок!» - это когда учили стаккато, «Гусеничка» - когда - легатто.
Наверняка, Рахманинов тоже начинал с гусенички.

В Москве на мне играл сам Бродский. Когда приходили гости. Но в основном, по вечерам, когда надо было купать детей. Для него сесть за пианино – как войти в штаб. Я в домике, как бы сообщал всем Бродский, меня трогать нельзя, я погружен в прекрасное. Жена Бродского понимающе кивала и уходила купать детей.
Под Черного Орфея, Томбе ла неже, Путники в ночи.

Иногда она быстро укладывала мальчиков спать, облокачивалась на меня и пела. А Бродский подыгрывал ей. Теперь я понимаю, что так выглядит человеческое счастье и ради этого они когда-то поженились.
В Москве Бродские прожили 5 лет. Я стояло напротив окна с видом на парк Горького. Всегда красиво.
И зимой и летом. Москва – моя родина. И может быть, мы туда еще вернемся.

Жена Бродского любила веселить гостей и семью. Она играла и пела русские романсы и до сих пор поет иногда. Но не серьезно, а с клоунским надрывом. В старинном романсе для современного человека есть забавная наивность, которой нет в роке и даже в попсе. Младший мальчик тянул ее за рукав:
– Мама, мама, спой песню про пиццу.
– ????
– Дымок от «папирони»!
Имелся ввиду романс «Дымок от папиросы».

Играла она плохо, только аккомпанемент. Но громко и весело.
Неумолимо
проходит счастье мимо.
Ко мне, я знаю,
Ты не вернешься никогда!
С этими словами она театрально захлопывала мою крышку. Вскакивала, заламывала руки и как бы в отчаянии и слезах убегала. Все смеялись и просили еще.
Когда бахают твоей крышкой со всего размаха – это странно. Но ради веселья, я готово потерпеть.
Однажды жена Бродского пела «Записку» Клавдии Шульженко.
–Мама, не нажимай на черные. Нажимай только на белые.
–Чтоб красиво получалось, надо иногда нажимать на черные тоже, - ответила мама.
Из Москвы Бродские вернулись домой. Рахманинова за 5 лет никто так и не исполнил. Сняли маленькую квартирку в небольшом доме. Меня пришлось втаскивать через окно. Я расстроилось. И стало полоскать ноты.
Надо настраивать, как любого из нас. К примеру, будильник Бродские заводили, вилки из Икеи протирали, а в люстре меняли лампочку.

Еще была жива прабабушка Сусанна. Хорошо она хоть пыль с меня стирала. Я возлагало большие надежды на прабабушку в смысле Рахманинова. Хотя бы сольную партию, без оркестра.
Прабабушка мечтала стать артисткой. В молодости она была душой компании и погибелью для мужчин. Погибельные женщины Рахманинова не играют. Разметав руки по клавиатуре с особой роковой страстью, она исполняла старинный романс «Шелковый шнурок». Его слова по сей день вселяют в меня ужас и восторг:
Как-то раз сижу одна в тоске.
Вижу крюк в дощатом потолке.
Чей-то труп на шелковом шнурке…
Разве в том была моя вина,
Что цвела пьянящая весна,
Что с другим стояла у окна?...
Неужели это про нее? Никогда не скажешь. Старенькая, морщинистая, безобидная.
Раз в неделю к детям приезжала бабушка Тома учить их музыке. Тома профессиональный педагог. У нее серьезный опыт, она готовила детей на какой-то всемирный конкурс. А может на межгалактический. Поэтому иногда дети рыдали. А когда бабушка уходила, пинали меня ногой и обзывали «Дурацкое!». Я терпело, надеялось, что кто-то осилит Рахманинова.

Забегая вперед, скажу, что мальчики вырастут, станут солдатами, и помнили и играть они будут только то, чему их научила Тома. Да здравствует наша испытанная советская школа.
Потом мы переехали в Лондон. Это конечно большое везение. Даже для пианино. Окно в Лондоне выходило на типичную английскую улочку. Дома из красного кирпича, гирлянды, Хэллоуин, рождество.
Мальчикам взяли учителя по музыке. Антон Ляховский – один из лучших пианистов петербургской школы. В Лондоне он писал диссертацию. И подрабатывал, давая уроки.

Однажды в лондонском доме пропало электричество, когда у детей был урок по музыке. Лампа погасла, батарея щелкнула, все как-то сразу остановилось.
Младший мальчик удивился: Ой, а как же пианино играет?!
Зажгли свечи, и вся семья собралась вокруг меня, потому что когда нет электричества, сразу нечем больше заняться. Антон играл Шостаковича и Прокофьева. Я чувствовало себя счастливым. Если бы однажды почувствовав счастье, можно было сохранить это ощущение навсегда.
Средний мальчик у Бродских - футболист. Однажды Антон уговаривал его взяться за Баха.
- Ну, хорошо, Ялик. Но я все равно хочу, чтоб эта пьеска была у тебя в арсенале…
- Антооооон! В каком АРСЕНАЛЕЕЕ? Я же болею за ЧЕЛСИ!

Кстати, в юности Бродский мечтал стать джазовым пианистом. Может когда-то еще получится. А пока он грезил про детей. Что младший мальчик осуществит его мечту, будет играть в лучших залах мира, весь такой талантливый и знаменитый. Бродский все время расписывал младшему эту его грядущую славу. Как-то мальчик спросил у папы:
–Папа, do you really want me to be джазовый музыкант?
–Я был бы очень рад...
–Do you think, что я подходю?
Под конец нашей жизни в Лондоне в доме появился аккордеон. Тогда я впервые испытало ревность. И стало понимать, как сильно люблю своих Бродских.
Из Лондона меня перевезли в Казахстан. В Казахстане Бродский стал послом. С собой взяли меня и младших мальчиков. Будильника уже нет, вилки тоже всё. А люстры в резиденции посла казённые. По люстре я скучало, пусть я и среднего рода. Наверное, это скучал мой внутренний ноктюрн. Или внешний.

К самому маленькому приходила аккомпаниаторша Ирина из Казахстанской оперы. Она обращалась к нему на вы, хотя ему было 12 лет. Чем-то она напоминала Раису Портфельевну. Мягкая, не требовательная. Иногда она играла для нас Чайковского, сбивалась и спрашивала:
–Можно я начну сначала?
Бродские устраивали в резиденции дипломатические приемы. Вот это было приключение. Чего только на мне не исполняли их превосходительства с супругами. И чардаш, и русский народный романс «Газовая косынка», и «Танец с саблями» - только правую руку, и Бетховена, но только левую. Один, не скажу кто, сбацал «Мурку». Рахманинова не сыграл ни один дипломат. Эх…
Вот я уже год - в Израиле. Окно в гостиной выходит в сад. Педали мои не работают, далеко не уедешь. Настройщика никто не пригласит, потому что им и без педалей хорошо. Это ж не Мазда, - говорит старший мальчик. Это Ноктюрн.
Целый день я стою в одиночестве. А вечерами наступает мое сладкое время. Никто так и не научился нормально играть на мне. Все стучат левой рукой, путаются правой. Хлопают крышкой. Но разве в этом дело. У каждого из Бродских есть свой репертуар, и это важно. И я уже настраиваюсь самостоятельно.

Совсем недавно, в Израиле наступил Новый год. Осенью. После ужина бабушек и дедушек развлекали концертом. Бродский играл на мне. Импровизировал, подбирал на ходу. Старший мальчик – на гитаре, средний на барабанах, а младший на бас гитаре. Жена Бродского пела. Все были в восторге. Бабушки и дедушки вытирали слезы умиления, снимали нас на айпеды и айфоны, мелькали вспышки и шумели аплодисменты.
И вдруг мне стало ясно. Это и есть мой личный Второй концерт Рахманинова.
С оркестром.
У меня все сбылось.

«Разговор телефонный»
Автор Снежана Каратаева

Утро – бодрое. Дочь – сонная. Объятия любовные, поцелуй сладкий. 
Расставание – недолгое.

Чай забытый. Работа – домашняя, собранная, радостная, довольная. 
Музыка – классическая, благоприятная, полезная. Алло- динамичное. 
Разговор – долгожданный, удобный, помогающий.
Электричка – чистая. Путь – долгий. Пейзаж – городской, строительный, грязный, людный. Дождь- неожиданный, мокрый, холодный, серый. Встреча – резкая, недружелюбная. 

Кофе – невкусный, горячий. Дело – полезное, завершенное. Объятия – легкие, искренние.

Дорога- обратная, домашняя, сонная, усталая.
Уборка- лишняя, напрасная.

Гречка – теплая, несоленая, традиционная.
Вечер – вспыльчивый. Домашнее задание- нетрудное, забытое.
Звонок – телефонный, приятный, симпатизирующий, волнительный, досадный, гневный, обидный, растерянный.

Настроение – расстроенное, говняное.
Эмоции – убитые.
Прогулка- вечерняя. Город – суетливый, фонарный, яркий, тусклый, звёздный.
Постель – холодная.
Глаза – слезные.
Сон – тревожный, тяжелый, страшный.
Горло – сухое.
Пот – броский.
Глоток – нужный.
Я – зажатая, тяжелая, закрытая, алюминиевая.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website